Литература 10 классы

Учитель: Михайлова Наталья Сергеевна

Список литературы  для прочтения в 11 классе:

Русская литература начала 20 века

Проза

Бунин И. Господин из Сан-Франциско. Солнечный удар. Чистый понедельник. Темные аллеи. Месть. Кавказ. В Париже.

Куприн А. Олеся. Гранатовый браслет. Поединок

Горький М. Старуха Изергиль. На дне.

 

Русская литература начала 20 века

Поэзия

Брюсов В. Творчество. Юному поэту. Грядущие гунны. Каменщик.

Бальмонт К. Я мечтою ловил уходящие тени… Безглагольность. Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…

Белый А. Раздумье. Русь. Родине

Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. На поле Куликовом

Блок А. Незнакомка. Россия. Ночь, улица, фонарь… В ресторане. Река раскинулась. Течет, грустит лениво… Вхожу я в темные храмы. Фабрика. Когда вы стоите на моем пути… Поэма «Двенадцать»

Маяковский В. А вы могли бы? Послушайте! Скрипка и немножко нервно. Лиличка! Юбилейное. Прозаседавшиеся. Разговор с фининспектором о поэзии. Сергею Есенину. Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви. Письмо Татьяне Яковлевой

Маяковский В. Облако в штанах. Я сам.

Клюев Н. Рождество избы. Вы обещали нам сады… Я посвященный от народа…

Есенин С. Гой ты, Русь моя родная!.. Не бродить, не мять в кустах багряных… Мы теперь уходим понемногу… Письмо матери. Спит ковыль. Равнина дорогая… Шаганэ ты моя, Шаганэ!.. Не жалею, не зову, не плачу… Русь советская. Сорокоуст. Я покинул родимый дом… Собаке Качалова. Клен ты мой опавший, клен заледенелый…

Есенин С. Письмо к женщине. Анна Снегина.. Хулиган

 

Русская литература 20х годов 20 века

Бабель И. Конармия. Одесские рассказы

Ремизов А. Плачи 

Шмелев И. Солнце мёртвых. Богомолье. Лето Господне. Как я стал писателем 

Замятин Е.  Мы

Пильняк Б. Голый год

Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский. Путешествие Глеба

Тэффи Взамен политики. Публика. Бабья книга. Репетитор. Крепостная душа. Явдоха. Дураки. Мудрый человек.

Зощенко М. Рассказы

 

Русская литература 30х годов 20 века

Булгаков М. Мастер и Маргарита. Собачье сердце. Роковые яйца.

Платонов А. Котлован. Чевенгур.

Ахматова А. Песня последней встречи… Сжала руки под темной вуалью… Мне ни к чему одические рати… Мне голос был. Он звал утешно… Родная земля. Я научилась просто, мудро жить… Приморский сонет. Реквием. Поэма без героя.

Мандельштам О. Notre Dame. Бессонница. Гомер. Тугие паруса… За гремучую доблесть грядущих веков… Я вернулся в мой город, знакомый до слез… Silentium. Мы живем, под собою не чуя страны…

Цветаева М. Моим стихам, написанным так рано… Стихи к Блоку (Имя твое — птица в руке…) Кто создан из камня, кто создан из глины… Тоска по родине! Давно… Попытка ревности. Стихи о Москве. Стихи к Пушкину

Шолохов М. Тихий Дон

Пастернак БДоктор Живаго. Февраль. Достать чернил и плакать!.. Определение поэзии. Во всем мне хочется дойти… Гамлет. Зимняя ночь. Марбург. Быть знаменитым некрасиво…

Заболоцкий Н. Столбцы и поэмы

 

Русская литература периода Великой Отечественной войны

(обзорное изучение)

Лирика А.Ахматовой, Б.Пастернака, Н.Тихонова, М.Исаковского, А.Суркова, А.Прокофьева, К.Симонова, О.Берггольц, Дм.Кедрина и др.

Песни А.Фатьянова; поэмы «Зоя» М.Алигер, «Февральский дневник» О.Берггольц, «Пулковский меридиан» В.Инбер, «Сын» П.Антокольский. 

Очерки, рассказы, повести А.Толстого, М.Шолохова, К.Паустовского, А.Платонова, В.Гроссмана. 

Драматургия К.Симонова, Л.Леонова. Пьеса-сказка Е.Шварца «Дракон».

 

Русская литература 50-90-х годов 20 века

Твардовский А. Вся суть в одном-единственном завете… Памяти матери. Я знаю, никакой моей вины… В тот день, когда закончилась война… Дробится рваный цоколь монумента… Памяти Гагарина

Солженицын А. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. Случай на станции.

Шаламов В. На представку. Сентенция

Рубцов Н. Видения на холме. Русский огонек. Звезда полей. В горнице

Астафьев В. Царь-рыба

Распутин В. Прощание с Матерой. Живи и помни

Бродский И. Осенний крик ястреба. На смерть Жукова. Сонет (Как жаль, что тем, чем стало для меня…). Воротишься на родину. Ну что ж…

Окуджава Б.  До свидания, мальчики. Ты течешь, как река. Странное название… Когда мне невмочь пересилить беду…

Трифонов Ю.  Обмен

Вампилов А. Утиная охота

 

Литература конца 20 – начала 21 веков

(обзорное изучение)

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Макании, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков, Л. Улицкая и др.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.

 

Зарубежная литература

Дж.Б.Шоу Пигмалион

Т.С.Элиот Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока

Э.М.Хемингуэй Старик и море

Э.М.Ремарк Три товарища

Дж.Б.Шоу Дом, где разбиваются сердца

Э.М.Хемингуэй И восходит солнце. Прощай, оружие!

Ф.Кафка Превращение. Процесс

Э.М.Ремарк На Западном фронте без перемен

Г.-Г.Маркес Сто лет одиночества

У. Эко Имя Розы

А.Камю Посторонний

О.Хаксли О дивный новый мир

Художественные фильмы и телесериалы, рекомендуемые для просмотра:

Бессмертный роман Михаила Шолохова, отмеченный Нобелевской премией и вошедший в число наиболее ярких произведений мировой литературы

«Тихий Дон» , режиссёр Сергей Урсуляк, (2015)  (по выбору)
«Тихий Дон», реж. Сергей Герасимов, (1957)

«Мастер и Маргарита», режиссёр: Владимир Бортко, (2005)
«Собачье сердце», режиссёр: Владимир Бортко, (1988)

«Солнечный удар», Режиссёр: Никита Михалков, (2014)

«Куприн. Яма».   Режиссёр:Влад Фурман  (2014)

«Куприн. Впотьмах». Режиссёр: Андрей Эшпай, (2013)

——

Автор «Колымских рассказов» и многих других произведений 17 лет провел в страшных лагерях ГУЛАГа на Колыме.

«Завещание Ленина». Режиссёр: Николай Досталь (2013)

——-

«Хождение по мукам». Режиссёр: Константин Худяков (2017)

Сериал рассказывает о судьбах русской интеллигенции накануне, во время и после революционных событий 1917 года. В центре сюжета — история жизни двух сестер Булавиных, Дарьи и Катерины, и их возлюбленных: офицера Вадима Рощина и инженера Балтийского завода Телегина.

 

Дорогие друзья, вот и закончилось наше дистанционное обучение, а вместе с ним и 10 класс. Я вас от души поздравляю с этим.  Всем приятно и интересно отдохнуть! 

Спасибо за работу!

=============================================
Здравствуйте, уважаемые старшеклассники, начнём урок по литературе.

На этой учебной неделе 12.05.-22.05  мы познакомимся с творчеством А.П.Чехова.

Тема «футлярной жизни» в «Маленькой трилогии» А. П. Чехова

«Цель моя — убить сразу двух зайцев: правдиво нарисовать жизнь и, кстати, показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы. Норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас. Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь — мы не знаем», — рассуждает А. П. Чехов. В этих словах — особенности творческого метода писателя. Он поднимает общечеловеческие проблемы нравственного выбора, но готовых рецептов не даёт. Исследуя тему «футлярной жизни» в «Маленькой трилогии» А. П. Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), встаёт вопрос: можно ли и нужно ли освобождать людей от того, что для них так комфортно?

1. Посмотрите видеоурок     youtube.com

Тема любви в рассказе «Дама с собачкой»

Время является основным художественным элементом рассказа «Дама с собачкой». Чехов делает его ритмом произведения. И оно замедляет ход, почти исчезает, когда персонажей захватывают сильные чувства. Но что связывает двух главных героев — курортный роман или настоящая любовь?

  1. Посмотрите видеоурок

Тема урока: Прошлое, настоящее, будущее в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»

Замысел А. П. Чехова

Комедия «Вишёвый сад» — вершина драматургического творчества А. П. Чехова. Основное событие пьесы, продажа поместья, вынесено за пределы сцены. За внешними диалогами и размышлениями героев скрыты душевные переживания действующих лиц, формирующие «подводное течение» пьесы. Почему хозяева вишнёвого сада, которые искренне любят поместье, не спасают его? Почему пьеса об утрате гармонии усадебного мира называется комедией? На эти вопросы предстоит ответить, внимательно изучив произведение. Для анализа чеховской комедии необходимо учитывать особенность поэтики «новой драмы», принципы подтекста и символику значимых образов.

  1. Посмотрите видеоурок  youtube.com

Домашнее задание: чтение произведений А.П.Чехова: «Ионыч», «Дама с собачкой»,   «Попрыгунья»,  «Человек в футляре»,  «Крыжовник»,  «О любви»,  пьеса «Вишнёвый сад».

Изучить биографию писателя, жизнь и творчества А.П.Чехова.

Подготовка к декабрьскому итоговому сочинению

Посмотрите видеоурок

=================================================================================

Учитель: Михайлова Наталья Сергеевна
Здравствуйте, уважаемые старшеклассники, начнём урок по литературе.

На этой учебной неделе 06.05.-09.05  мы продолжим изучение романа — эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».

Тема урока: Наполеон и Кутузов.  Взгляд Толстого на роль личности в истории.
Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа Л.Толстого » Война и мир»

  1. Посмотрите видеоурок

Тема урока: Две Отечественные войны — две великие Победы в истории России. Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война 1941-1945 г.

  1. Посмотрите Торжественный концерт, посвящённый 70 летию Великой Победы.

2.  Написать аннотацию (краткую характеристику) на понравившуюся песню из концерта, историю создания, как оформлена, чем понравилась. Работы отправлять на почту mihailova@mousosh118.ru

===================================================

Учитель: Михайлова Наталья Сергеевна
Здравствуйте, уважаемые старшеклассники, начнём урок по литературе.

На этой учебной неделе 27.04-30.04  мы продолжим изучение романа — эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».

Тема урока: Итог духовных исканий любимых героев Л.Н.Толстого: Андрея Болконского и Пьера Безухова.

  1. Посмотрите видеоурок.

2. Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».  Сочинение по одной из тем отправлять на почту mihailova@mousosh118.ru

Тема:

1. Духовный путь любимых героев Л.Толстого.

2.  Какие человеческие  проявления автор романа «Война и мир» считал неприемлемыми, разделяете ли Вы его позицию?»
—————————-
3*. Ответить устно на вопросы по произведению.

 

Том 2 часть 4

1.Как Николай Ростов пытается «поправить» положение семьи? Удалось?г.2

2.Описать сцены охоты, сцены пляски Наташи, сцены святочных гаданий. Как они характеризуют жизнь семьи Ростовых.
Том 2,  часть 5

  1. Какими  сомнениями мучается Пьер?г1
  2. Чем закончился визит отца и Наташи к старому князю Болконскому?г.7
  3. Как ведет себя Наташа в театре? Как Толстой показал игру актеров в восприятии Наташи?г.9
  4. Зачем Элен приглашает Наташу к себе? Как реагирует Наташа на ухаживания Анатоля Курагина?Как пытается объяснить себе свои чувства к Курагину?г13
  5. События после письма и неудавшегося побега. Как Пьер поддержал Наташу? Что нового он увидел в ней и в себе?г15,21,22
  6. Как кн. Андрей отнесся к предательству Наташи?
  7. Каково состояние Пьера, смотрящего на ночное небо Москвы?г22

 

Том3 часть1

1.Как оценивает войну Л.Толстой? Согласен ли с историками, объясняющими объективными причинами ? г.1

2.Как отвечает гос-рь Александр на вступление Наполеона на землю России?г.2

  1. Как выглядит Наполеон? Как относится к нему Л.Толстой?

4.Князь Андрей на военном совете при государе. Каково настроение присутствующих? Какой вывод для себя сделал кн.А., кто решает исход битвы?г.11

5.Новое отношение Ник. Ростова к войне. Какой подвиг совершил в Островненском деле?г14-15

  1. Отчего заболела Наташа? Как происходит ее выздоровление?г17

7.Как любовь к Наташе изменила Пьера? Что решил он для себя?г.19-20

8.Как народ относится к своему государю?г.21-23

Чтение романа Л.Н.Толстого «Война и мир»( Т 2  часть 4-5, Т 3). Рекомендован к просмотру художественный фильм «Война и мир»,( 2016 год, реж. Том Харпер. Британия).  Художественный фильм «Война и мир», реж.С.Бондарчук, 1965 (Россия). Видео уроки по темам.

====================================================================

 

 Тема урока: Женские образы в романе Л.Толстого «Война и мир». Образ Наташи Ростовой.

  1. Посмотрите видеоурок.
    Литература 10 класс (Урок№42 — Образ
  2. Ответить устно на вопросы по роману Л.Н.Толстого  «Война и мир».

   Том1 Часть3

1.Как относятся к Пьеру-графу? Как чувствует себя Пьер в роли графа? Гл.1

2.Как завлекает его Элен Курагина? Что о ней думает Пьер? Что привлекает его в ней?гл.1

3.Как происходит сватовство? Желал ли его Пьер? Гл.2

  1. Что решила для себя княжна Марья после неудачного сватовства к ней Анатоля Курагина? Почему оно расстроилось? Гл.5

5.Как ведут себя родственники Николая Ростова, получившие его письмо с фронта? Гл.6

6.Как оценивает Ник.Ростов Андрея Болконского при словесной стычке в армии? Гл.7

7.Какие чувства вызывает появление государя Александра на смотре у солдат?

О чем мечтает Ник.Ростов?гл.10

8.Как выглядит и о чем думает Наполеон перед Аустерлицким сражением?г.15

9.О чем мечтает кн.Андрей перед Аустерлицким сражением? Гл.11

10.Проанализировать состояние кн.Андрея в бою? Чем для него становится небо Аустерлица?гл.16

11.Для чего Наполеон посещает поле битвы? Какова реакция кн. Андрея на слова Наполеона о нем? Г.19

     Том2  Часть1

1.Что почувствовал Николай Ростов, вернувшись домой? Как ведет себя Наташа?

2.Как и почему происходит дуэль Долохова и Пьера? Чем она закончилась?

Что поразило Ник.Ростова в Долохове?г.4,5

3.К какому выводу пришел Пьер после дуэли?г6

4.Что произошло в семье кн.Андрея после его возвращения домой?г.9

5.Какая атмосфера царит в доме Ростовых? Почему Соня отказывает Долохову в замужестве?г11

6.Проанализируйте состояние Наташи Ростовой на вечере у Иогеля.г.12

7.Проигрыш Николая Ростова. Как он воспринимает пение Наташи, вернувшись домой? Г.15.

  1. Как воспринимает Наташа первое предложение Денисова о замужестве?г15

Тема урока: Своеобразие психологизма Толстого. «Диалектика души».

1.Посмотрите видеоурок.

Литература 10 класс (Урок№43…

2.Ответить устно на вопросы по роману Л.Н.Толстого  «Война и мир».

 Том 2 Часть2

1.С кем познакомился Пьер в Торжке? Что принесла ему эта встреча?г1-2

  1. Кто такой Осип Баздеев? Как анализирует он жизнь Пьера?

3.Что предлагают масоны? Как трактуют свой образ жизни? Какие заповеди выбрал Пьер? Из чего состоял обряд посвящения в масонство?

     Том 2 Часть 3

1.Какой для себя вывод сделал кн.Андрей после 1 и 2 встречи с дубом и ночи в Отрадном (г.1-3) .

2.Что меняется в жизни кн.Андрея после встречи с историческими людьми(Аракчеевым, Сперанским)?(г.5-6)

  1. Доволен ли Пьер своей масонской деятельностью? (Г.7)

4.Сватовство Бориса к Наташе. Как ведет себя Наташа по отношению к Борису, сделавшему ей предложению?(г 12,13)

  1. Первый бал Наташи Ростовой. Как выглядит она по сравнению с Элен? С кем первым танцует? Что загадал на балу кн. Андрей?(г.15-17)
  2. Как знакомство с Наташей повлияло на настроение кн.Андрея, на после-

дующую государственную деятельность?(г.18)

  1. Какой предстает Наташа перед кн. Андреем? Каков ее «особенный мир»?

К какому выводу пришел кн.Андрей в отношении своей жизни?(г19)

8.О чем рассказывает кн.Андрей  Пьеру?г.22

9.Какие перемены происходят в душе Наташи после признания Андрея? Как воспринимает она известие об отсрочке на год и поездке кн. Андрея за границу?г.23

10 Размышления кн.Марьи о смысле жизни, о чем она мечтает? Г.25.

Письменное задание: Составьте портретную характеристику Наташи Ростовой по материалам видеоурока. Выполненную работу отправлять на почту mihailova@mousosh118.ru

Чтение романа Л.Н.Толстого «Война и мир»( Т 2, часть 1-3). Рекомендован к просмотру художественный фильм «Война и мир»,( 2016 год, реж. Том Харпер. Британия).  Художественный фильм «Война и мир», реж.С.Бондарчук, 1965 (Россия). Видео уроки по темам.

======================================================

13.04.20. Тема урока: Роман — эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир».  В гостиной Анны Павловны Шерер.
1. Посмотрите видео урок по теме.
2. Подготовьте ответы на вопросы по теме: отправлять на почту mihailova@mousosh118.ru

Вопросы к уроку по роману Л.Н.Толстого  «Война и мир». Вечер у А.П.Шерер.

Том 1 Часть1

  1. Почему Л.Толстой отказался от идеи начать роман со сцены в доме Болконских и с именин в доме Ростовых, а обращается к описанию  вечера в салоне А.П.Шерер? Почему писатель приходит к такому решению? С чем сравнивается салон Анны Павловны Шерер? Как ведут себя гости?

2.Как ведут себя Пьер Безухов и Андрей Болконский?

3.Как они общаются между собой?

4.Чем является для Андрея светское общество?

5.Какова атмосфера в доме Ростовых? Сравнить поведение людей на именинах у Ростовых и в салоне Анны Павловны Шерер.(гл.15,1-6)

6.Как ведут себя родственники умирающего графа Безухова?

7.Какова обстановка в Лысых Горах – имении кн. Болконского? Как старый князь воспитывает дочь? Портретная характеристика старого князя, его глаза.

8.Князь Андрей в имении. Каковы отношения с отцом, с сестрой княжной Марьей?.

13.04.20. Тема урока: Роман — эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Ростовы и Болконские.

1.Посмотрите видео урок по теме.

Идеал семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

«Что нужно для счастья?» — задавался вопросом Лев Толстой. И отвечал: «Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». Какие герои Толстого, пройдя долгий путь духовных исканий, будут удостоены этого счастья? Что такое толстовский идеал семьи?  Семья Курагиных — образ пошлости и разврата. (Т1, часть 3, гл.1, 2). На такие вопросы мы будем искать ответы на этом уроке.

16.04.20 Тема урока: Роман — эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир».  Аустерлиц — эпоха срама и поражений   

1.  Посмотрите видео урок по теме.
2. Подготовьте ответы на вопросы по теме: отправлять на почту mihailova@mousosh118.ru

1.Как ведет себя Кутузов на военном смотре?  Гл.2

2.Как кн. Андрей реагирует на шутку Жеркова? Гл.3

3.Как ведет себя Николай Ростов в деле с воришкой Телятиным? Гл.4

4.Первые впечатления Ник. Ростова от событий на мосту? Гл.8

5.Каковы первые впечатления кн.Андрея от первой победы над врагом и встречей с австрийским военным министром ?

  1. Почему безнадежность положения рус. армии вызывает у кн. Андрея

«горестное и приятное чувство»?гл.12

7.Кто такой капитан Тушин? Портрет, отношение к солдатам, к командирам.

Как ведет себя в повседневной жизни? Как проявил себя в Шенграбенском сражении? Можно ли назвать его героем? Гл.15

8.Как кн. Андрей показал себя на батарее Тушина? Какую оценку солдат заслужил? Был ли у него страх?гл.17

9.Как Тушин ведет себя в штабе? (21) Как кн. Андрей защитил его? Гл.20

  1. Как Николай Ростов ведет себя в первом сражении? Какие у него мысли после падения с лошади?гл.19

11.Как Тушин помог Ник. Ростову, раненому в руку?гл.21
=====================================================

3. Чтение романа Л.Н.Толстого «Война и мир»( Т 1, часть 1-3). Рекомендован к просмотру художественный фильм «Война и мир»,( 2016 год, реж. Том Харпер. Британия).  Художественный фильм «Война и мир», реж.С.Бондарчук, 1965 (Россия). Видео уроки по темам.