Актерское мастерство

Занятие 1

Приветствуем Вас на занятии театральным искусством и актерским мастерством!

Наше увлекательное приключение начинается с истории театра.

«Театр» произошло от греч. «theatron» — что в буквальном переводе означает место для зрелищ, само зрелище.

Рождение театра связано с обрядовыми играми

Средневековье было одним из самых тяжелых и мрачных периодов в истории

Все ранее существовавшие светские театры были закрыты, все актеры, музыканты, жонглеры, циркачи, плясуны — преданы анафеме. Театральное искусство считалось ересью и попадало под инквизицию.

Театральные традиции упрямо сохранялись в народных обрядовых играх и ритуалах, связанных с календарным циклом

Из народной среды стали выделятся люди, начинавшие заниматься играми и действами более профессионально.

Современный театр

Преобразования театра в 19 в., обусловила научно-техническая революция, и в частности, появление кинематографа. Поначалу кинематограф, а позднее и телевидение, были признаны конкурентами театра. Однако театр не сдался, именно конец 19 — начало 20 вв. характеризуется особой насыщенностью в поисках новых средств театральной выразительности.

Большой театр в Москве

Спасибо за внимание!

Занятие 2 

На этом занятии мы начинаем знакомится с современными актерскими техниками. Один из основоположников современного театрального искусства — К. С. Станиславсикий. Предлагаем вашему вниманию презентацию. (нажмите на «Станиславский» ниже).

Станиславский

Занятие №3

На этом занятии мы поговорим о театральном этюде.

Театральный этюд — это упражнение для развития актёрской техники. Этюды — необходимый элемент в занятиях по актёрскому мастерству. Они могут быть разные по содержанию, стилистике, задачам, сложности. С помощью этюдов в актерском мастерстве начинающих учат, как строить историю, работать над собой, а также с партнером. Для начала используются такие этюды как «беспредметка» и «животные».

Задача этюдов — научить актёра работать не только в неожиданных условиях, например, если на сцене актёр или его партнёр забыли текст или происходит другая непредвиденная ситуация, то актёр должен не растеряться, а быстро подхватить, действием или словом, сцену, но и в предлагаемых обстоятельствах. В этюде актёр учится ощущать пространство, видеть партнера. Также благодаря импровизационной практике можно познать свои способности и недостатки игры на сцене.

Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.
Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю?
В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела.
Театральные этюды имеют свои правила и композицию.
Этюд состоит из:
1. Завязки (знакомство с персонажем, местом и условиями);
2. События;
3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);
4. Развязки (исход, разрешение ситуации).

Попробуем следующее упражнение

Для выполнения этого упражнения вам надо представить, что вы попали в неловкое или смешное положение. Например, упали на ровном месте, пролили на себя сок, разбили чужую вазу, испугались крохотной собачки и т. п. Теперь попробуйте изобразить свою естественную реакцию на произошедшее, специально не продумывая своих движений. А затем покажите свою продуманную реакцию. Подумайте, как бы вы повели себя в этой ситуации, чтобы достойно выйти из положения. Что бы вы стали говорить, какая была бы у вас поза, мимика и жесты? Возможно, что у вас найдется несколько решений для выхода из этой ситуации. Проиграйте их все. Это будет полезно для будущего. Кто знает, в какую ситуацию можно попасть, а достойный выход из затруднительного положения всегда будет держать вас на высоте.

Разыграйте этюд и подробно опишите его на бумаге. В качестве описания можно использовать текст, рисунки, картинки!

Занятие 4

На этом занятии познакомимся с театром кукол! Весь мир – театр.  Мы все – актеры  поневоле. Всесильная судьба распределяет роли,  А небеса следят за нашею игрой (Пьер Ронсар).

Искусство скоморохов разнообразно: они — актеры, плясуны, фигляры, певцы, музыканты; они показывают марионетки, водят медведей, играют на разнообразных инструментах: на гуслях, домрах, дудах, трубах, гудках, лирах, свирелях, бубнах и т.д.

На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол высмеивали человеческие пороки: глупость, жадность, трусость.

Театральная кукла.

Этот герой похож на петушка, поэтому его так и зовут: «полчино» в переводе на русский язык — петушок. Он задиристый и острый на язык. Это кукла марионетка.

Пульчинелла — родоначальник кукольных комедий импровизации в Европе.

ГАНСВУРСТ

Если перевести это имя с немецкого, то получится «Иван Колбаса». Гансвурст — один из самых известных героев немецкой кукольной комедии. Он любитель поесть за чужой счет, погулять и повеселиться.

КАШПАРЕК
Главный герой традиционной чешской кукольной комедии. Он появился в Чехии в конце XVIII века — в 1790 году.
Кашпарек говорил с публикой по-чешски. Народ с восторгом принял нового, понятного им героя.

Панч — удивительный персонаж. Толстый, уродливый шут с длинным кривым носом и пронзительным резким голосом. Это настоящий хулиган, лгун, воришка, у него нет ни одного хорошего качества, но… вот уже много веков Панч — один из самых любимых и обаятельных героев английского театра кукол.

Русский Петрушка принадлежит к многочисленной семье героев европейской уличной кукольной комедии.

Он – прямой потомок Пульчинеллы,  Полишинеля, Гансвурста…

Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и лицо, гипертрофированы черты лица; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Широко раскрытый рот Петрушки расплылся в улыбке.

Кукольные театры первыми приобщают человека к театральному искусству. Они не только приносят радость понимания искусства театра, но воспитывают художественный вкус, учат пониманию окружающего мира.

Искусство кукольного театра – это не только развлекательное зрелище, в нем воплощены жизненная мудрость, нравственные устои общества, идеи верной дружбы, идеалы добра и справедливости.

Занятие 6

Содержание

Пояснительная записка

Большая роль в формировании художественных способностей учащихся, отводится регулярному тренингу, выполнению упражнений по сценической речи и актерскому мастерству, которые проводятся на каждом занятии. 

  1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце.

«Назойливый комар»

(подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)

Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.

«Хомячок».

Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

«Рожицы».

Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу», «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. Скорчить рожицу «кто смешнее», «кто страшнее».

Упражнения для губ и языка

«Улыбка» Широко улыбнуться, зубы не показывать. Удерживать в таком положении под счет до 5.

«Заборчик» Улыбнуться, показать верхние и нижние зубки. Удерживать в таком положении под счет до 5.

«Бегемотики» Широко раскрыть рот. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить упражнение несколько раз.

«Иголочка» Узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше. Удерживать в таком положении под счет до 5.

«Змейка» Рот широко открыть. Узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше и спрятать глубоко в рот. Повторить несколько раз.

«Месим тесто» Высунуть широкий язык между губами и пошлепать его: «пя-пя-пя». Повторить несколько раз.

«Блинчик» Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10. Повторить несколько раз.

«Расческа» Губы в улыбке, зубы видны. Язык прикусить зубами. Двигать языком вперед – назад, не разжимая зубов. Повторить 5-10 раз.

«Часики» Рот приоткрыть, перемещать кончик языка из правого угла рта в левый. Повторить 5-10 раз.

«Качели» Открыть рот. Попеременно поднимать и опускать кончик языка то на верхнюю, то на нижнюю губу. Повторить 5-10 раз.

«Киска» Открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка языка касается верхних зубов. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

«Киска сердится» Покусать язык зубами, удерживая его в положении «Киска» Повторить несколько раз.

«Чистим зубки» Открыть рот. Кончиком языка «чистим» сначала верхние зубы, затем нижние. Повторить несколько раз.

«Парус» Открыть рот. Кончик языка поднять к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

«Маляр» Открыть рот. Кончиком языка проводим по небу от верхних зубов к горлу. «Красим потолок», не торопиться. Повторить несколько раз.

«Индюки» Открыть рот. Быстро двигать кончиком языка по верхней губе. Получается: «бл-бл-бл…» Повторить несколько раз.

«Вкусное варенье» Открыть рот. Широким языком «слизывать» варенье с верхней губы. Повторить несколько раз.

«Чашка» Открыть рот.  Язык широкий. Тянемся боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаемся их. Язык в форме «чашечки». Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15.

«Окошко» Рот приоткрыть. Губы округлить и немного вытянуть

вперед, без напряжения. Нижняя челюсть неподвижна. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

«Лошадка» Открыть рот. Пощелкать кончиком языка. Следить за тем, чтобы нижняя   челюсть оставалась неподвижной. Повторить несколько раз.

«Грибок» Открыть рот. Широкий язык всей плоскостью присосать к нёбу. Язык будет напоминать тонкую шляпку, а связка – ножку гриба. Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15.

«Гармошка» Сделать «Грибок». Не отрывая языка от неба, открывать и закрывать рот. Повторить несколько раз.

«Дятел» Рот открыть, показать зубы. Кончиком языка энергично стучать за верхними зубами: Д-Д-Д-Д-Д. Рот не прикрывать. Выполнять 10-15 секунд. Повторить несколько раз.

«Мотор» Губы в улыбке. Рот открыт. Язык стучит кончиком в верхние зубы со звуком д-д-д. Темп очень быстрый. 

«Треугольник».

С предельно точной артикуляцией каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше.

Развиваем дикцию. Говорим:

«Звуки».

БАП-БОП-БУП-БЭП-БЫП-БИП

ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТЭТ-ТЫТ-ТИТ

МАМ-МОМ-МУМ-МЭМ-МЫМ-МИМ

ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКЫ-ПТКИ

ПТКАПТ-ПТКОПТ-ПТКУПТ-ПТКЭПТ-ПТКЫПТ-ПТКИПТ

ПДГА-ПДГО-ПДГУ-ДПГЭ-ПДГЫ-ПДГИ

БДГАБДТ-БДГОБДТ-БДГУБДТ-БДГЭБДТ-БДЫБДТ-БДГИБДТ

 

Скороговорки

Шила Саша Сашке шапку.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Сыворотка из-под простокваши.

Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.

Мыши сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали!

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Щетинка – у чушки, чешуя – у щучки.

Слишком много ножек у сороконожек.

Испугались медвежонка ёж с ежихой и ежонком.

Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.

Жужжит над жимолостью жук, зелёный на жуке кожух.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Наш Полкан попал в капкан.

От топота копыт пыль по полю летит.

Ткёт ткач ткани на платок Тане.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать; надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Клала Клара лук на полку, кликнула себе Николку.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

На дворе – трава, на траве – дрова.

Три сороки – тараторки тараторили на горке.

Три сороки, три трещотки, потеряли по три щётки.

У калитки – маргаритки, подползли к ним три улитки.

По утрам мой брат Кирилл трёх крольчат травой кормил.

Мокрая погода размокропогодилась.

Полпогреба репы, полколпака гороха.

Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.

Улов у Поликарпа – три карася, три карпа.

У Кондрата куртка коротковата.

Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.

Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

Король – орёл, орёл – король.

Турка курит трубку, курка клюёт крупку.

Собирала Маргарита маргаритки на горе. Растеряла Маргарита маргаритки на дворе.

Бобр добр для бобрят.

Гравер Гаврила выгравировал гравюру.

Орёл на горе, перо на орле. Орёл под пером, гора под орлом.

Повар Павел, повар Пётр. Павел парил, Пётр пёк.

В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.

Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.

Милая Мила мылась мылом.

Мы ели-ели линьков у ели…Их еле-еле у ели доели!

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы две недели

Карамель на мели ели.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Из-под пригорка, из под подвыподверта, зайчик приподвыподвернулся.

Диалогические скороговорки

— Расскажите про покупки.

— Про какие про покупки?

— Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь, не спишь!»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Краб крабу сделал грабли,

Подал грабли крабу краб:

— Грабь граблями гравий, краб!»

! Скороговорки можно разучивать в движении, в различных позах, с мячом или со скакалкой.

Занятие 7

Посмотрим спектакль РАМТ «Сказки на всякий случай». Разделим просмотр на несколько занятий. На одном занятии смотрим 30 мин. Далее выбираем роль, которая понравилась и придумываем свои этюды на эту роль.

Занятие 8

На этом занятии мы досмотрим спектакль. В качестве практического задания необходимо написать сочинение. Тема сочинения: «Моя роль в спектакле». Представьте роль, которая вам наиболее понравилась. Опишите характер персонажа, его место в общей картине спектакля. Вспомните наиболее яркие моменты спектакля с вашим персонажем. Сочинения отправляйте на почту freran92@gmail.com., или w\p 89833558027

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *