Русский язык 3г

Все письменные задания выполняем в рабочей тетради. Соблюдаем все правила оформления классной и домашней работы. Выполненные задания фотографируем или сканируем и отправляем на электронную почту franc@mousosh118.ru . Просьба в теме письма писать фамилию и класс, например Иванов 3Г, т.к. в почте стоит фильтр.

21.05 Контрольное списывание

Весной

Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весёлая капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами.  В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червячков. Тетерева слетелись на поляны. Птицы чертили по земле крыльями и затевали шумные игры. Скоро прилетят на свою родину журавли.
Задания: 1) указать над словами части речи (третье предложение); 2) определить время глагола (в первом, третьем и последнем предложениях); 3) разобрать слова по составу: прилетят, говорливые, подснежники; 4) разобрать седьмое предложение по членам предложения; 5) подчеркнуть орфограммы в пятом предложении.

20.05 Тема: Обобщение знаний о глаголе

  1. Морфологический разбор глагола. Работа с Памяткой 3 «Порядок разбора глагола» (стр. 146): определите последовательность разбора глагола как части речи, прочитайте образца устного разбора, рассмотрите образец письменного разбора. Упражнение в разборе глагола как части речи (упр. 232, стр. 127)
  2. Работа с форзацем «Времена глагола» (учебник, часть 2, форзац 2), рассмотрите информацию в схемах. Ответьте на вопросы: «Какая информация о языке дана в схемах? В каких случаях можно обратиться к ней?»
  3. Упражнение в определении роли глагола в поэтических строках Ф. Тютчева (упр. 235, стр. 129)
  4. Домашнее задание (упр. 234, с. 128, письменное задание)

19.05 Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами

  1.  Посмотрите видео урок
  2. Прочитайте правило ( стр. 124) и подберите свои примеры на это правило.
  3. Упражнение в определении глаголов с частицей не в словосочетаниях (упр. 224, стр. 124)
  4. Упражнение в правописании глаголов с частицей не (упр. 230, стр. 126)
  5. Домашнее задание (упр. 231, стр. 127, письменное задание),

18.05 Тема: Род глаголов в прошедшем времени

  1. Просмотрите видео урок.
  2. Наблюдение за формами рода глаголов в прошедшем времени (упр. 214, стр. 121)
  3. Знакомство с изменением глаголов в единственном числе по родам (упр. 215, стр. 121)
  4. Упражнение в образовании от глаголов неопределённой формы всех форм прошедшего времени (упр. 216, стр. 122).
  5. Домашнее задание (упр. 221, с. 123).

12.05-14.05 Тема: Времена глаголов

  1. Посмотрите видео урок.
  2. Упражнение в распознавании временных форм глаголов по вопросу и значению. Выполнение заданий ( упр. 197, стр. 112, упр. 198, упр. 199, стр. 113)
  3. Работа с текстом и наблюдение за употреблением глаголов разного времени в тексте (упр. 200,
    стр. 114).
  4. Ознакомление с изменением глаголов по временам по таблице «Изменение глаголов по временам» и выполнение заданий (упр. 205, с. 116).
  5. Упражнение в образовании временных форм глаголов (упр. 206, стр. 117, устно)
  6. Изложение (упр. 213 стр. 120)

06.05.-07.05. Тема: Число глаголов

  1. Посмотрите видео урок.
  2. Упражнение в составлении предложений из деформированного текста, выделение окончаний глаголов и определение пропущенной буквы в окончаниях глаголов (упр. 191, стр. 110).
  3. Упражнение в определении числа глаголов и наблюдение за использованием в тексте глаголов света ( упр. 192, стр. 110)
  4. Домашнее задание  упр. 194, стр. 111: определите (устно), в каких значимых частях слов выделены орфограммы, и объясните их написания. Составьте из слов предложений и определение, составляют ли они текст (устно). Озаглавьте текст. Запишите заголовок и составленный текст.

30.04. Тема урока: Неопределённая форма глагола

  1. Посмотрите видео урок.
  2. Прочитайте сведения о языке (учебник, с. 106). Ответьте на вопросы  «Что вы
    узнали о глаголах? Какая же форма глагола называется неопределённой? Догадайтесь, почему неопределённую форму глагола называют начальной формой глагола. На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме? Как узнать глаголы в неопределённой форме? Задумайтесь: в чём различия глаголов решать и решить? Какой из данных глаголов обозначает незаконченное действие, а какой — действие уже завершённое?»
  3. Упражнение в нахождении глаголов в неопределённой форме в тексте (упр. 185, стр. 107)
  4. Упражнение в подборе антонимов к словам, в распознавании частей речи (упр. 186, стр. 108).
  5. Домашнее задание упр. 188, стр. 108 

29.04. Тема урока: Значение и употребление глаголов в речи

  1. Упражнение в правильном произношении глаголов, данных в орфоэпическом словаре. Выполнение устных заданий учебника (упр. 174, ср. 102).
  2. Упражнение в определении значений глаголов, нахождении среди глаголов синонимов, многозначных глаголов, определение среди них глаголов, употреблённых в переносном значении (упр. 175, стр. 103). Прочитайте предложения из «Сказки про храброго Зайца —
    длинные уши, косые глаза, короткий хвост», определите в них глаголы, найдите среди глаголов глаголы-синонимы. Выполните письменное задание упр.
  3. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов (упр. 178, стр. 104).
  4. Домашнее задание упр. 179, стр. 104

28.04. Тема урока: Повторение и уточнение представлений о глаголе

  1. Посмотрите видео урок
  2. Работа с определением. (учебник, стр. 101). Ответьте на вопросы: «О чём сообщило вам определение? По каким признакам можно узнать глагол? Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает глагол?»
  3. Работа с текстом, нахождение в нём глаголов, определение их роли в тексте и уточнение лексического значения некоторых глаголов (упр. 171, стр. 101). Прочитайте текст, определите его тему, озаглавьте его. Выясните значение слова половник, уточните значение слов налетел и налетает, звенит и зазвенит, подберите синоним из текста к словам встречаются, бывают. Выполните письменное задание к упражнению.
  4. Домашнее задание упр.172 стр.102

27.04. Тема урока: Употребление личных местоимений в речи

  1. Упражнение в распознавании личных местоимений и определении различий в лексическом значении имён существительных и личных местоимений (упр. 165, стр. 96): Прочитайте стихотворение Р. Сефа. Ответы на вопрос: «Какие слова в переносном значении использовал автор, чтобы передать настроение человека?» Спишите первое четверостишие. Поставьте вопросы к личным местоимениям стихотворения. Ответьте на вопрос: «В чём различие в лексическом значении имён существительных и личных местоимений?»
  2. Упражнение в составлении из деформированных слов предложений, определение среди слов личных местоимений и определение, с какой целью они использованы в тексте ( упр. 163, стр. 96). Последовательность работы: а) чтение слов с обоснованием написания пропущенных
    орфограмм; б) чтение слов каждой группы и составление из них предложений; в) определение, составляют ли предложения текст; г) распознавание в тексте личных местоимений, определение их лица и рода, определение уместности употребления
    местоимений в тексте; д) подбор заголовка к тексту и запись текста.
  3. Упражнение в составлении предложений по рисункам (упр. 164, стр. 96). Рассмотрите рисунки,
    составьте по ним предложения, в одном из которых необходимо употребить местоимение 3-го лица.
  4. Домашнее задание упр. 166 стр. 97

23.04. Тема урока: Род местоимений 3-го лица единственного числа

  1. Наблюдение за грамматическими признаками личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.
    Что вы знаете о личных местоимениях он, она, оно? Для определения какого признака имени существительного мы использовали каждое из данных местоимений? (Для определения рода имени существительного.) Догадайтесь, какого же рода каждое из данных местоимений.
    Ответе на вопросы и выполнение заданий: «Какое окончание в единственном числе имеет личное местоимение он? она? оно? Как вы думаете, почему их окончания изменяются: нулевое, -а, -о?» Назовите множественное число каждого из данных местоимений. Сделайте вывод: как изменяются местоимения 3-го лица.
    А во множественном числе изменяются ли по родам личные местоимения 3-го лица?»
  2. Упражнение в определении рода местоимений 3-го лица и в соотнесении местоимений с именами существительными ( упр. 161).
  3. Итог урока. Ответьте на вопросы: Что вы узнали о личных местоимениях 3-го лица? Есть ли различие в признаках рода имён существительных, имён прилагательных и личных местоимений 3-го лица?  Что надо знать, чтобы правильно записать имена существительные
    одуванчик, воскресенье?
  4. Домашнее задание упр. 162 стр. 95

22.04. Тема урока: Личные местоимения. Лицо и число личных местоимений

  1. Давайте вспомним что мы знаем о местоимениях по рисункам и заданиям в учебнике (упр. 156, стр. 92)
  2. Работа с определением местоимения (учебник, стр. 92): прочитайте текст, ответы на вопросы: Что такое местоимение?; Какая часть речи называется местоимением? Назовите каждое местоимение и скажите, на кого или на что они указывают. Как называются местоимения я, ты, …? Задумайтесь, почему они называются личными. Что вы узнали из определения?
  3. Посмотрите видео урок
  4. Рассматривание таблицы «Личные местоимения», стр. 93. Выполните задания упр. 158
  5. Домашнее задание упр. 160 стр. 94

21.04. Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном и имени
существительном. Проверочная работа

  1. Проверочная работа: упражнение в дополнении предложений подходящими по смыслу словосочетаниями (учебник, упр. 153, стр. 87).
  2. Выполните задания из рубрики «Проверь себя» стр.89

20.04. Тема урока: Формы имен прилагательных.

  1. Ответьте на вопросы: Какая изученная часть речи имеет изменяется по числам, родам и падежам? Как определить род имён существительных? Как определить число имён существительных? Как определить падеж имён существительных? Как вы думаете, имеет ли эти формы имя прилагательное?
  2. Работа с определением (стр. 72). Прочитайте и ответьте на вопросы: Какие главные мысли есть в этом определении? Как определить род имени прилагательного? В каком числе имя прилагательное изменяется по родам? Какая значимая часть слова в имени прилагательном указывает на его изменение по родам?
  3. Род и число прилагательных.
  4. Работа с таблицей учебника (стр. 73). Ответьте на вопросы: «Какие признаки имён прилагательных выделены в таблице? По каким признакам можно определить мужской (женский, средний) род имён прилагательных?» Обратите внимание
    на сходство окончаний в вопросах и в именах прилагательных (какая? добрая)
  5. Упражнение в определении рода имён прилагательных в зависимости от рода имён существительных и в определении окончаний имён прилагательных каждого рода (упр. 126, стр. 73)
  6. Что нужно сделать, чтобы правильно определить родовое окончание имени прилагательного?
    Последовательность действий: 1) найти имя существительное, с которым связано по смыслу имя прилагательное; 2) определить род имени существительного; 3) определить род имени прилагательного по роду имени существительного; 4) вспомнить окончание имени прилагательного в форме данного рода. Выполните задание (упр. 129, стр. 75)
  7. Падеж имени прилагательного.
  8. Домашнее задание упр. 145 стр.84

13.04. Тема: Как определить имя прилагательное?

  1. Просмотрите видео урок Прилагательное как часть речи
  2. Работа с определением в учебнике (с. 64). Вычлените из определения главное: 1) имя прилагательное — это часть речи; 2) имя прилагательное обозначает признак предмета; 3) имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?; 4) в предложении имя прилагательное связано по смыслу с именем существительным.                     Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении — чаще всего является второстепенным членом предложения. Выполнение задания карточки.
  3. Работа в тетради                                                                                                                                                       а) Упражнение в определении имён существительных в тексте и их роли в речи. Выполните
    упр. 110, с. 64 Прочитайте текст без имён прилагательных, подберите подходящие по смыслу
    имёна прилагательные из слов для справок, прочитайте составленный текст с употреблёнными в нём именами прилагательными. Выполните письменное задание упражнения.                                                                                                                                                                    б) Упражнение в распознавании имён прилагательных среди других частей речи. Выполните упр. 112, с. 65. Выделите среди прочитанных слов имена прилагательные и определите, по каким признакам Вы это сделали. Определите значения имён прилагательных по заданию упражнения. Выполните письменное задание: запись имён прилагательных и разбор по составу любого из указанных в упражнении имён прилагательных.                                                              в) Упражнение в определении лексического значения имён прилагательных и составлении с каждым из данных имён прилагательных словосочетаний. Выполните упр. 111, с. 65. Прочитайте слова; определите: «К какой части речи относятся слова? Какой признак обозначает каждое прилагательное?» (Имя прилагательное оранжевый обозначает признак предмета по цвету, синоним к этому слову — апельсиновый; имя прилагательное большой обозначает признак предмета по величине и др.); выяснение значения и написания слова приветливый; составьте (устно) словосочетания с каждым из данных имён прилагательных в указанной форме (оранжевый шар, большое здание); запишите любые пять словосочетаний.
  4. Итог урока. Ответы на вопросы: 1) Что такое имя прилагательное? 2) По каким
    признакам можно найти в тексте эту часть речи? 3) Какова роль прилагательных в речи? Проверьте себя! Какое из данных слов является именем прилагательным: приветливый и приветливо? Что надо знать о написании данных слов?
  5. Домашнее задание. Выполнить задание в учебнике упр. 115, с. 66 

14.04. Тема урока: Роль имени прилагательного в тексте

  1. Ответьте на вопросы: «Как узнать имена прилагательные среди других частей речи? С какой частью речи имя прилагательное связано по смыслу? Что надо знать о правописании сложных имён прилагательных?» На какой вопрос вы еще не знаете ответ?
  2. Прочитайте сведения о сложных именах прилагательных (учебник, стр. 67). Ответы на вопрос: «Что узнали
    о написании сложных имён прилагательных?»
  3. Упражнение в образовании сложных имён прилагательных.  Выполните задания упр. 117, с. 67. (Образование имён прилагательных, согласование их с именами существительными (серебристо-белый ландыш, тёмно-каштановые волосы и др.), комментированная запись составленных словосочетаний.
  4. Работа с текстом Н. Сладкова (учебник, упр. 118, стр. 68). Прочитайте текст, определите тему и подберите заголовка к тексту. Ответы на вопросы: 1)Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы? 2)Почему птице дали такое название? Какова роль имён прилагательных в тексте. Найдите предложение, в котором дано описание синей птицы, и запишите его.
  5. Наблюдение за особенностями описательных текстов (учебник, упр. 119, стр. 68) Прочитайте два текста о растении ромашка. Ответьте на вопрос: «О чём говорится в обоих текстах?»                                                                         а) Прочитайте ещё раз стихотворения З. Александровой. Ответьте на вопросы: «Понравилось ли вам описание ромашки? С чем её сравнивает автор? Можно ли понять из текста, что автору нравится этот цветок? Как вы думаете, какую задачу ставил автор, составляя этот текст?»;
    б) Прочитайте научный текст А. Онегова. Ответы на вопросы: «Как описывается ромашка
    во втором тексте? Что мы узнали об этом растении? Есть ли в этом тексте слова, употреблённые в переносном значении? Есть ли в этом тексте сравнения? Можно ли узнать из текста об отношении автора к ромашке? Как вы думаете, какую задачу ставил автор, составляя этот текст?  В каких книгах можно встретить
    такое описание?».
    в) Какую роль выполняют имена прилагательные в каждом из текстов?»;
    г) Запишите предложения со словом ромашка
  6. Домашнее задание Выполнить задание в учебнике (упр. 120, стр. 69)

15.04. Тема урока: Составление текста-описания в научном стиле

  1. Сегодня будем учиться самостоятельно составлять текст-описание в научном стиле. Работа над упр. 121, стр. 69. Подумайте и выберите растение. Помните, задача при создании текста-описания в научном стиле — дать точное описание растения и рассказать о его отличительных признаках или передать своё отношение к растению, создать яркий его образ.
  2. Структура сочинения.                                                                                                                                                                                  а) В сочинении три части: 1) вступление, в котором говорится о предмете речи (выбранном растении); 2) основная часть — описание внешнего вида растения; 3) заключение — отношение к предмету, его оценка.                б) Языковые средства для создания научного описания: в научном тексте указывается научное название растения, употребляются точные слова, характеризующие внешний вид растения (стебель, листья, цветки), даётся указание на место его произрастания и др.
  3. Запишите составленный текст.

16.04. Тема урока: Работа с репродукцией картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь». Сравнение искусствоведческого текста И. Долгополова с репродукцией картины М. А. Врубеля

Сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопрос: «Какова роль имён прилагательных в речи?»

  1. Работа с искусствоведческим текстом И. Долгополова (учебник, упр. 122, с. 70) и репродукцией картины
    М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» (учебник, «Картинная галерея»)