Мой прадед – Бельчиков Виктор Прокопьевич – фронтовик, участник Великой отечественной войны. Он родился 11 ноября 1924 года в Сибири. Родом он из Алтайского края, отсюда в 17 лет и был призван на войну. Начинал мой прадед войну пулеметчиком. Затем он попал в кавалерию на 1-й Украинский фронт, в составе которого вместе с другими солдатами участвовал в одном из самых важных сражений Великой отечественной войны – форсировании Днепра.
Би́тва за Днепр — ряд взаимосвязанных стратегических операций Великой Отечественной войны, проведённых во второй половине 1943 года на берегах Днепра. С обеих сторон в битве приняло участие до 4 млн человек, а её фронт растянулся на 750 километров. В результате четырёхмесячной операции Левобережная Украина была почти полностью освобождена Красной Армией от нацистских захватчиков. В ходе операции значительные силы Красной Армии форсировали реку, создали несколько стратегических плацдармов на правом берегу реки, а также освободили город Киев. Битва за Днепр стала одним из крупнейших сражений в мировой истории.
Специальных плавучих средств было очень мало, поэтому в основном через Днепр переправлялись на чем только было возможно: рыбацких лодках, самодельных плотах из бревен, бочек, стволов деревьев и досок. Большой проблемой была переправа тяжелой техники.
Первый участок на правом берегу Днепра был завоёван 22 сентября 1943. 6 ноября был освобождён Киев. Попытки немецкого командования вернуть Киев были отбиты советскими войсками в ходе Киевской оборонительной операции. С её завершением битва за Днепр считается завершённой.
Битва за Днепр — очередное крупное поражение сил фашистской армии. Красная армия, которую Гитлер намеревался надолго остановить на Днепре, не только не была остановлена, но в короткие сроки на широком фронте форсировала одну из крупнейших рек Европы и нанесла немцам серьезное поражение, вынудив немецкие войска отступить по всему фронту. Освобождение Киева, столицы Украины, имело огромное значение для фронта и всего народа.
После форсирования Днепра были освобождены важнейшие промышленные районы Донбасса и металлургические центры южной Украины, обширные территории с населением в десятки миллионов человек. Несмотря на большие разрушения, немедленно началось восстановление промышленных предприятий, и через несколько месяцев в освобожденных областях начался быстрый рост выпуска военной продукции. К этим территориям относится и город Краматорск – родина моей прабабушки, где они и встретятся с прадедом. Но это будет после – в 1948 году, когда война уже закончится. А пока – впереди у прадеда были бои за освобождение всей территории Украины, стран юго-восточной Европы: Венгрии и Румынии, Болгарии…
Из мемуаров Плиева И. А. «В боях за освобождение Румынии, Венгрии, Чехословакии»:
«Огненная лавина фронта неудержимо двигалась на запад. Фронтовые дороги были забиты войсками. Грозно шли танковые колонны. Обгоняя их, проносились грузовики с автоматчиками. На рысях, четко держа строй, проходили казачьи эскадроны. Далеко, до самого горизонта, растянулись стрелковые полки. И над всем этим мощным грохочущим океаном наступления гудели бесчисленные эскадрильи краснозвездных самолетов.
В эти дни в каждом подразделении конно-механизированной группы казаки и танкисты читали обращение Военного совета фронта к казакам-гвардейцам. В нем говорилось, что приближается решительный час окончательного разгрома гитлеровской Германии. А это значило — приближается мир. Теперь все чувствовали, что мир уже недалеко, где-то за Татрами и Бескидами, за Восточными Альпами, Богемским лесом и Рудными горами…»
Так и мой прадед шел на Запад, впереди было еще много нестерпимых потерь, невыносимых сражений, неподъемной усталости и горячего желания – просто вернуться домой. Слава Богу, он вернулся…
Мой прадед за время войны был неоднократно награжден медалями, награжден орденом, дважды контужен, в 1944 году попал в штрафную роту, был реабилитирован, но по собственному желанию остался до конца войны в штрафниках – фронтовая дружба оказалась для него важнее почестей… Во время форсирования Днепра моего прадеда спасла лошадь. Во время переправы он был тяжело контужен и пошел ко дну, шансов спастись не было… Но на счастье, берег был совсем близко, а его нога застряла в стремени и лошадь вытащила его из воды…По-моему, это была самая лучшая и самая умная лошадь на свете. Потому что теперь есть я, мой любимый друг – дед, моя мама, моя сестренка, мои братья, …На этой войне воевали не только люди, дети и старики. Воевали животные, деревья, наши реки, наше Солнце.
Война закончилась в 1945 году, но не для моего прадеда. По законам СССР, все мужчины, кто не прошел срок службы в армии до войны, отдавали долг Родине в рядах советской армии еще два года, и прадед воевал в Венгрии с «бендеровцами», военное партизанское движение, которое поддерживало фашистов на территории Западной Украины и Восточной Европы во время и после отечественной войны. По воспоминаниям прадеда, война на этих территориях продолжалась в полной мере, местные «движения» надеялись сохранить привилегии, которые имели во время фашистского режима, продолжали погибать славянские мальчики, которых ждали дома матери, жены и дети…
Только в1947-м году прадед вернулся с войны, он приехал на Украину к своей сестре, встретил там мою прабабушку и только в 1958 году с женой, двумя маленькими сыновьями вернулся на Алтай, где родился третий сын.